Детство без насилия
Детство без насилия
Тема: «Детство без насилия».
Цели и задачи: раскрыть значение понятий «насилие», воспитывать отрицательное
отношение к проявлениям насилия среди сверстников , умение противостоять им,
развивать способность понимать и умение прощать другого человека , воспитывать нравственные качества и ценности.
Ход классного часа:
Оборудование: «Правила Дружбы», цветная бумага, иллюстрации «Права ребёнка».
Ход классного часа.
- Эмоциональный настрой.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера.
Жизнь - сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу в жизни.
2. Работа по теме « Детство без насилия и жестокости»
- Нарисуйте смалик счастливого ребёнка.
- А теперь на листе альбома покажите смалик обиженного ребенка.
- Какой рисунок вам больше всего нравится?
-Как вы понимаете тему нашего классного часа?
- ответы детей.
_ Беседа пойдет о друзьях, об отношениях между одноклассниками, о насилии (ситуации, где проявляется жестокость, насилие по отношению друг к другу в школе и за её пределами, дома ).
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера.
Агрессор – это человек, который совершает насилие.
Жертва – это человек, который подвергается насилию (демонстрация рисунка с агрессором и жертвой).
Вопрос «Кто может совершать насилие?»
3. Игра «Радость-Обида»
- Отчего возникает радость или обида?
-Покажите с помощью жестов, мимики, движений свою радость или обиду:
- наконец-то ты получил желанный подарок ,
обозвали ,
пригласили в гости ,
позвали играть в хоккей ( куклы),
больно ударили или толкнули,
радостно улыбнулись тебе,
отобрали любимую игрушку,
на линейке торжественно вручили грамоту.
Ребята, как вы считаете, какие меры надо предпринять, если вам нанесли обиду – независимо от того, кто это сделал? (подвести к выводу о том, что надо научиться прощать).
- Каким человеком надо быть, чтобы уметь прощать?
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
- В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона - зло.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром.
Мы очень разные, но мы вместе. Мы живем в одном мире, в одной стране. Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый - это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце - это зависть, недоброжелательность.
Пусть ваши сердца наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение. Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.
Запомните только в прощении заключается великая сила. Но все ли можно простить? Всегда ли нужно прощать?
Не сразу, но всегда! ( Обида может очень великой, нужно переждать какое-то время, успокоиться.) Родителей всегда и сразу, на них не стоит обижаться - постарайся поставить себя на их место и простить. Если даже при таком условии простить не удастся - найди ему оправдание, придумай что-нибудь и прости. А иначе, как жить дальше с обидой? Носить в себе, а тем более "холить и лелеять" обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет "разъедать" вас изнутри, как ржавчина. Конечно, это очень трудно – простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом. Но это не так. Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать.
Давайте составим правила «Дружбы».
4. Работа в парах.
( дети разрабатывают правила и защищают ):
-помогать друг другу,
- не оставлять одного в беде,
-не спорить по пустякам,
-быть заботливым,
-уважать мнение другого,
- не оскорблять,
-не ссориться,
-не выдавать чужие секреты,
-уступать, делиться всем,
-радоваться успехам друга,
-не смеяться над недостатками других,
-уметь все прощать.
5. Чтение и анализ рассказа «Самое страшное» Е. Пермяка.
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался. Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинёшенек!
-Что можете сказать о Вове?
- Почему он остался один? Можно ли его назвать жестоким ?
- По отношению к кому он проявил насилие ?
- Есть ли такие ребята среди вас?
-Что бы вы посоветовали Вове?
6. «Это должен знать каждый!»
-. По каким-то причинам вы подверглись насилию, то вам должны помочь эти правила:
- Ни при каких обстоятельствах не вступать в контакт с незнакомыми на улице, не соглашаться на их предложения покататься на машине, посмотреть коллекцию марок и т.п., не принимать никакие сладости.
- Старайтесь не ходить по одному в темное время суток.
- Если заподозрили что – то не ладное, кричите как можно громче и зовите на помощь, позвоните по телефону на первый попавший номер и сообщите о неприятности.
- Сообщите родителям и учителям о посягательстве со стороны взрослых или одноклассника.
Вывод. Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его окружали добрые, уважающие его люди, чтобы не надо было бояться выйти на улицу поздно вечером, чтобы не надо было
запирать свой дом на крепкие замки, чтобы, встретив на улице незнакомого человека, не
бояться, что он тебе может сделать что-то плохое.
7. У. В настоящее время часто можно видеть отчужденность людей, потерю сердечной связи, взаимного доверия и искренности, доброжелательности. Даже среди членов одной семьи заметны желания отъединиться, наблюдается равнодушие друг к другу. Действительно, ведь настроение человека может меняться. Иногда мы видим спокойствие на лицах родных, а иногда слезы, раздражение и даже злость. Одной из причин плохого настроения людей могут ссоры, конфликты.
Ребята, назовите возможные причины конфликтов, ссор: между двумя или несколькими детьми,
между взрослым и ребенком.
Дети приводят примеры .
-.Давайте рассмотрим ситуации, в каких нужно поступать правильно, а в каких нет. Я предла-
гаю вам ситуации, а вы два способа поведения – правильного и неправильного.
- Ситуация: кто-то тебя нечаянно толкнул…
- Ситуация: дети спорят из-за одной игрушки…
Видите, что такие ситуации не всегда могут закончиться спокойно, мирно. Иногда бывает конфликт. Он может быть маленьким или большим. В конфликте всегда кто-то «берет верх», т. е. всегда прав, кто-то проигрывает, но каждый из них считает себя правым и не хочет уступать другому. Так люди в гневе не только портят настроение друг другу, но и могут нанести травмы, причинить боль. Возникает насилие.
-. Игра «Разрешается – запрещается».
-Я буду читать стихотворение, а вы хором должны говорить это запрещается или разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить это (разрешается).
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
- Рефлексия.
Ладошка «Я против насилия и жестокости»